«

»

Июл 03

Распечатать Запись

Каска

Каска – это кожаный, металлический или пластмассовый защитный шлем для защиты головы военнослужащих, пожарных и представителей ряда иных категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).

Этот головной убор множество раз спасал жизнь советских солдат! Каска создавалась путем проб и ошибок, но в конечном итоге вышло очень эффективное средство защиты.

В фондах музея хранится 10 касок: 8 немецких и 2 советские. Большая часть касок поступила в фонды нашего музея в первые годы его существования. К сожалению не известны имена дарителей большинства касок.

В 1996 году в фонды музея были переданы 3 немецкие и 2 советские каски. Их вместе с коллекцией предметов быта и оружия, передал житель станицы Каменобродской Изобильненского района Сергей Иванович Конев. Все предметы изначально находились в музее станицы Каменобродской. Когда здание музея стало непригодным для хранения экспонатов, большую часть вещей перевезли в бывший дом купца Загородского. Оставшиеся предметы находились в старом здании музея, в котором к тому времени не было уже ни окон, ни дверей. Предметы стали приходить в негодность, часть их похитили. То, что удалось сохранить, краевед С.И. Конев перевез в музей истории Изобильненского района.

Одна из немецких касок была передана в музей в 2003 году жителем города Изобильного В.А. Ворониным, учеником 4-го класса средней школы № 19. Каску нашел на огороде его дедушка И.А. Воронин. Так как Валера очень любил историю и часто бывал в музее, он решил передать найденную каску в фонды музея.

Что же можно рассказать об этом защитном головном уборе?

Военные каски использовались как в военных действиях, так и в мирное время,  предназначены для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой.  

В связи с распространением огнестрельного оружия, к XVIII веку металлические шлемы утратили своё значение, хотя сохранялись в регулярных армиях до XIX века.

К началу XIX века каски оставались элементом защитного снаряжения в тяжёлой кавалерии (драгун и кирасир), сражавшейся преимущественно холодным оружием, а также в качестве элемента парадной формы одежды.

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлемполучил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из нескольких частей.

Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Не смотря на то, что французский шлемне был предназначен для защиты от пуль, осколки от гранат его не пробивали.

В 1916 году появились первые немецкие каскиГермания разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая отличалась от других даже внешне. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлемалегкоузнаваемой. Рога не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть. Броня спасала каску от винтовочной и пулемётной пулей. Но это не всегда спасало жизни немецких солдат. Каска прекрасно выдерживала попадание даже пулемётной пули, но шеи солдат оказались абсолютно не готовыми к подобным проверкам на прочность.

Среди солдат существовала интересная техника, которая позволяла сохранить шею целой при лобовом попадании пули. Для этого ремешок на каске не застёгивался, и она просто слетала с головы солдата. В результате подобной хитрости многим удалось выжить после получения пули в голову.

Дальнейшие попытки создать более прочный шлем также не увенчались успехом, потому как увеличение толщины брони придавало каске лишний вес, а шея всё равно ломалась.

Если обратиться к истории Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Металлические шлемы сохранились лишь на военных складах, доставшихся «в наследство» от царской власти и чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.

Первый советский железный шлем был создан в 1929 году. Внешне он напоминал знаменитый М-17 «Sohlberg», который выпускался в Царской России. Была выпущена также опытная партия экспериментальных шлемов, получивших название М-29. Процесс производства касок этого вида был очень трудоёмкий и дорогостоящий, поэтому данная модель так и не стала производиться серийно.

В 30-х годах 20 века возникла первая массовая советская каска СШ-36. Советские солдаты в них прошли через множество военных конфликтов. Данная каскабыла создана на основе немецкого шлемаМ-16 «Stahihelm», но уступала ему по некоторым техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре появилась новая модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная модель является настоящей легендой, так как именно в таких касках  бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

  • Он изготавливался из легированной броневой стали;

  • Толщина стенок равнялась 1,9 мм;

  • При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;

  • Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной (внутренней) системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. В настоящее время каски этой модели не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.

В дальнейшем каска СШ-40 несколько раз модернизировалась, но по сути, все данные модификации являлись немного доработанной моделью СШ-39.

Серьёзная модернизация СШ-39(40) произошла только в 1968 году.

Так как в настоящее время касок СШ-68 гораздо больше, чем это требуется российской армии, их производство прекращено. Теперь российская военная промышленность осваивает производство новых моделей шлемов, которые выполнены из новых и современных материалов на тканево-полимерной основе. Новые модели касок гораздо легче и удобнее, чем их стальные аналоги, а главное — их защитные свойства превосходят свойства касок из стали.

Слайд3 Слайд4

Постоянная ссылка на это сообщение: http://izobmuseum.ru/kaska/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


восемь × 7 =

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

.