«

»

Июн 12

Распечатать Запись

Народные символы России. Балайка

Балалайка — один из инструментов, ставший наряду с гармошкой музыкальным   символом русского народа. Название «балалайка» произошло от слова «балакать», «балагурить», на народном наречии значит болтать, пустозвонить.

История создания балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует много версий создания балалайки, следовательно, и год происхождения балалайки назвать сложно. Большинство придерживаются 1715 года, но есть упоминания и в 1688 году.

Полагают, что балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свою тяжелую участь. Далее она распространилась среди скоморохов, которые разъезжали по всей огромной Руси, веселили народ, высмеивали духовенство и пороки богатеев, даже не задумываясь, на каком уникальном инструменте они играют.

Веселье продолжалось недолго. Великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры и балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, что не будут отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку.

После смерти царя балалайка вновь зазвучала, но опять ненадолго. Почти до середины XIX века ее популярность сменилась почти полным забвением, только некоторые крестьяне по-прежнему играли на трехструнке.

Молодой дворянин, Василий Васильевич Андреев, путешествуя по своему имению, услышал, как на балалайке играет дворовой Антип. Особенность звучания этого инструмента поразила Андреева. Он сам потихоньку научился играть на инструменте, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать его, обратившись за помощью к скрипичному мастеру Иванову в Петербург. Иванов воспротивился. Но когда Андреев достал старую балалайку и виртуозно исполнил на ней одну из народных песен, Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Усовершенствованную балалайку Василий Андреев решил вернуть в народ и распространить.

Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, Андреев обучал игре на ней, а уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка распространилась по Руси и стала одним из популярных инструментов.

Затем Андреев создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который прославил балалайку и русскую культуру на весь мир.

По своей популярности с балалайкой не может сравниться ни один русский народный инструмент. Она с равным успехом существует в виде сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента. В нашей стране исполнительство на балалайке получило большое развитие.  Усовершенствованная в конце XIX века В. В. Андреевым, балалайка, с ее присущим колоритом звучания, достойно вышла на концертную эстраду, ее признали как в нашей стране, так и за рубежом.

В век современных музыкальных технологий балалайка продолжает жить, ведь в  России есть любители и ценители народного искусства, которые всеми силами стараются сохранить наследие русского народа, его истоки. В музыкальных школах, училищах и консерваториях открыты классы народных инструментов, где педагоги достойно продолжают дело В.В. Андреева.

Обучают игре на балалайке и в Детской школе искусств №1 города Изобильного.

Изобильненская детская музыкальная школа была открыта 1 августа 1965 года под руководством директора В.Н. Матвиенко.

История рождения народного отделения совпадает с открытием музыкальной школы. Первыми преподавателями были педагоги по классу баяна: директор школы В.Н. Матвиенко, А.А. Селюнин, В.Р. Ульянов. Позже пришли работать Л.В. Брагина, Г.Д. Юркевич, Г.И. Пожидаев.

В 1982 году, с приходом преподавателя О.Б. Носовой, были открыты класс домры и балалайки. Идея создания оркестра народных инструментов принадлежала А.А. Селюнину, который с 1975 по 2001 годы был директором музыкальной школы. Позже руководить оркестром русских народных инструментов стала О.Б. Носова.

С сентября 1998 года в музыкальную школу поступила на работу Т.В. Зевина, преподаватель по классу домры, балалайки, руководитель оркестра русских народных инструментов.

С 2001 года музыкальную школу возглавила Л.П. Степаненко.

 Многие выпускники музыкальной школы стали профессиональными музыкантами — балалаечниками. Это Станислав Полозов, Игорь Цыганков, Игорь Паллас, Павел Клевакин, Сергей Колодяжный и Дмитрий Крысанов.

Станислав Полозов окончил Ростовскую консерваторию, был солистом Кисловодского оркестра русских народных инструментов, работает преподавателем Кемеровского музыкального училища.

Игорь Цыганков окончил Ростовскую консерваторию, солист оркестра «Виртуозы Кубани», работает преподавателем Межрегионального эстетического центра для одаренных детей под эгидой ЮНЕСКО.

Павел Клевакин окончил Астраханскую консерваторию, солист ансамбля «Русский строй», преподаватель Астраханского колледжа искусств.

Игорь Паллас окончил Астраханскую консерваторию, солист ансамбля народных инструментов Астраханской филармонии.

Сергей Колодяжный и Дмитрий Крысанов учатся в Ставропольском краевом колледже искусства.

Педагогический коллектив школы искусств гордится своими выпускниками! Все они в разное время стали победителями краевых, российских и международных конкурсов. Их эстафету достойно продолжают юные балалаечники: К.Логвинчук, К.Ярцев, К. Бушин.

Преподаватели с первого года обучения готовят учащихся к сольным выступлениям. Развивать свои артистические способности дети могут на традиционных концертах отделения, которые проходят в школе в течение учебного года, а также в детских садах, библиотеках, в музее истории Изобильненского района, в общеобразовательных школах, на концертных площадках города. В школе ведется большая работа по пропаганде и популяризации народных инструментов.

Активное участие в концертной деятельности принимают солисты — исполнители, ансамбль «Родники России»(руководитель Зевина Т. В.). В 2020 году ансамбль отмечает 10-летний юбилей творческой деятельности. Выступление детского образцового оркестра пользуется большим успехом. Оба коллектива достойно представляли нашу школу и Ставропольский край на различных конкурсах и фестивалях. В разное время руководителями оркестра были А.А. Селюнин, О.Б. Носова, Т. В. Зевина, А.О. Писарева, Г. Г. Бершацкая. В настоящее время руководит оркестром Т.Е. Сосова.

Интересной и многогранной была творческая деятельность оркестра русских народных инструментов преподавателей детских музыкальных школ под руководством А.В. Безгина и О.Н. Безгиной.

Записи выступлений учащихся и выпускников детской школы искусств № 1.

Сотрудники музея благодарят

преподавателя по классу домры и балалайки Т. В. Зевину за помощь в подготовке материала.

Слайд1 Слайд2 Слайд3КлевакинСлайд5

Постоянная ссылка на это сообщение: http://izobmuseum.ru/narodnyie-simvolyi-rossii-balayka/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 4 = пять

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

.