«

»

Апр 26

Распечатать Запись

День Памяти Валентины Степановны Гризодубовой

 Валентина Степановна Гризодубова

(27 апреля 1909-28 апреля 1993 гг.)

 

         27 апреля 2022 года исполняется 113 лет  со дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой – советской лётчицы, полковника,  участницы  одного из рекордных перелётов, участницы  Великой Отечественной войны, первой женщины,  удостоенной звания Героя Советского Союза,  Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР 1-го созыва.

       Родилась Валентина Гризодубова в Харькове 27 апреля 1909 года в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова.

         Уже в два с половиной года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями.                  В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище   по классу рояля и была зачислена в консерваторию. 4 ноября 1928 года, будучи студенткой Харьковского технологического института, зачисляется   в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы рядом с  подмосковной деревней Тушино. В 1934—1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над ПамиромКабардино-БалкариейФерганской долиной.

         Замуж Валентина вышла за лётчика-испытателя В. А. Соколова. Осенью 1936 года у них родился сын Валерий, а 25 декабря того же года в числе других жён командного и начальствующего состава РККА «За активное участие в культурно-просветительской работе» в воинских частях она была удостоена первой своей государственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.  

         В октябре 1937 года установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковойна самолёте «Родина» (АНТ-37 «Родина») совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). После Урала прервалась радиосвязь с землёй, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и торжества. Когда бензина осталось на полчаса, В.Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота в верховьях таёжной реки Амгуни. Поиски самолёта велись активно, и экипаж всё-таки обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», и в верховьях реки Амгуни и был обнаружен экипаж. За этот перелёт 2 ноября 1938 года Гризодубовой  было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 104. В 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

         В.С.Гризодубова занимала очень активную жизненную позицию. Она помогла вернуть из лагерей и ссылок почти пять тысяч человек. Используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы;  во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29. В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942).

         Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия.            В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила в предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам. Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать. Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю. Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским. На май 1943 года В.Гризодубова лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году ей присвоено звание полковника.

         С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни.                  С 1946 года полковник В. С. Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

         В 1963 году по личной инициативе В. Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году       В. С. Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

         Умерла В. Гризодубова 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

001 002 003 004 005

 

 

 

Постоянная ссылка на это сообщение: http://izobmuseum.ru/den-pamyati-valentinyi-stepanovnyi-grizodubovoy-3/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 × = сорок пять

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

.