«

»

Дек 25

Распечатать Запись

О чем говорят фотографии?

Волкова Светлана Михайловна

Главный хранитель

ГБУК СК «Музей истории

 Изобильненского района»

О чем говорят фотографии?

 История мира, страны, или малой родины это история конкретных людей. С их радостями, переживаниями, их подвигом и ратным трудом.

С доисторических времен человек старался запечатлеть моменты своей жизни на каком-нибудь «носителе». Сначала это —  наскальные рисунки, позже — фрески, станковая живопись. С появлением фотографии люди получили возможность «документировать» реальность и передавать информацию, содержащуюся в ней. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность и подлинность запечатлённых событий.

В фондах музея истории Изобильненского района хранится более пяти с половиной тысяч фотографий. За каждым снимком – чья-то жизнь, реальное событие, причастность к эпохе.

Фотографии – это всегда интересно. А старые фотографии интересны вдвойне – и по содержанию, и по технике исполнения. Старые фотографии, как и старинные вещи, вызывают трепет в душе и желание заглянуть в это «окно истории».

В коллекции «Фотографии и фотонегативы» музея истории Изобильненского района есть цикл фотографий  конца XIX — начала XX века. Снимки сделаны в разное время и в разных местах. Истории жизни изображенных на этих снимках людей нам не всегда известны. Но эти фотографии сами по себе могут рассказать много интересного.

В те годы (конец XIX — начало XX века) услугами фотографии пользовались широкие массы населения: чиновники, врачи и учителя,  купцы, духовенство и казаки, военные,  рабочие и даже крестьяне. Всем хотелось иметь свой портрет. На одиночных и групповых снимках люди сидят в  креслах, стоят возле декоративных колонн, тумбочек и лавочек. Фотографировались целыми семьями,  дабы запечатлеть сплоченность и благополучие семейного бытия. Фотографии бережно хранились в семейных альбомах и передавались «по наследству» детям и внукам. Фотографические карточки, оформленные рамками, украшали интерьер.

В то время фотография была удивительна своей новизной, точностью и скоростью — в отличие, например, от живописного портрета -  воспроизведения. В городские портретные мастерские публику привлекало любопытство и сравнительная дешевизна снимков.

В больших городах было по несколько фотомастерских, конкурирующих между собой.  Они зазывали горожан оригинальной рекламой, предоставляя много видов выполняемых работ самого высокого качества.

В музее истории Изобильненского района хранятся фотографии того времени из архива семьи Буниных.  Нельзя с уверенностью сказать, являются ли эти Бунины родственниками писателя Ивана Алексеевича Бунина. Никаких подтверждающих или опровергающих это документов в музее нет.

Члены семьи Буниных сфотографированы в разных фотоателье города Ставрополь Кавказский. Закон о печати 1865 года, коснувшийся, в том числе, и фотографических заведений России, обязывал их владельцев выпускать снимки только с обозначением фирмы, их сделавшей. Для своей мастерской каждый фотограф заказывал в типографии паспорту -  художественно оформленный картон с указанием фамилии мастера, города, где был сделан снимок, наград фотографа. На аверсе паспарту снимков Буниных имеются типографские надписи, своего рода фирменные знаки хозяев фотоателье: «Фотографiя С.М.Тосунова», «Фотографiя С.Андрюшечкина», «Фотографiя Н.Петрушинъ и В.Свищевъ», «Фотографiя Н.С.Трегубова». Причем, на некоторых указан адрес фотоателье,  например: «Фотографiя Н.Петрушинъ и В.Свищевъ. Ставрополь Кавказский.  Александровская улица. Дом Митина», а указания о том, что «негативы сохраняются», говорило о надежности и солидности фотостудии.

В оформлении паспорту применялось тиснение, золочение и серебрение, пышные виньетки и узоры, поэтому снимок, наклеенный на него, выглядел богато и торжественно.

Крупным поставщиком паспарту и других фотопринадлежностей в России в конце XIX – начале XX вв. был Иосиф Иосифович Покорный, чье имя мы тоже видим на паспарту. Коммерсант и фабрикант, он, семнадцатилетним юношей, начал свою коммерческую и производственную деятельность, устроив в Одессе в 1879 году литографию и фабрику фотографических принадлежностей. И уже через год он получил бронзовую медаль Императорского общества сельского хозяйства южной России «за фотографические бланки» на фотовыставке в Одессе.

С 1895 года Иосиф Покорный работает в Москве – открывает фотографию, организует фабрику фотографических бланков, занимается изготовлением павильон­ных аксессуаров из папье-маше. Наряду с производством и коммерцией, Иосиф Покорный активно занимается общественной деятель­ностью. Он вступает в Русское фотографическое общество в Москве и остается его действительным членом до самой смерти в 1914 году. Он — частый участник и призер выставок Русского фотографического общества, сподвижник и меценат.

С 1903 года на фабрике И.Покорного началось изготовление стереоскопических фото­камер «Покорнископ», а в 1907 году им в Москве была открыта фабрика фотографических пластинок, которые были выпущены в продажу под названием «ИРИС».  К этому  моменту И.Покорный уже был владельцем «фабрики бристольского картона и фото­графических бланок» в Либаве (Латвия), складов фотографических принадлежностей в Москве, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону.

После смерти И. И. Покорного его фирма продолжала существовать, и даже в 1915 году объявила о намерении купить фотографии в Крыму, на Кавказе или в Сибири. А фабрика «Ирис», оборудованная новейшими заграничными машинами, в 1924 году перешла в ведение Госкино.

Многие фотографии того времени были выполнены в стиле кабинет-портрета. На паспарту обычно делалась красочная пометка «Cabinet Portrait». Кабинет-портреты впервые появились в 1866 году в Англии.  Фотоснимки имели определенное оформление: портрет снимался в специальной студии на фоне «кабинетной» декорации. При этом использовались рисованные декоративные фоны — интерьер или пейзаж, бутафорская мебель, решетки, балюстрады из папье-маше,  стулья, кресла, тумбы и колонны. Кстати, первым в мировой практике рисованный фон начал применять русский фотограф Сергей Львович Левицкий в 70-е годы XIX века. Эта идея оказалась очень привлекательной: рисованные фоны просуществовали около 100 лет. Кабинет-портреты печатались, обычно, на заказ по 12 штук, а негативы еще долго хранились в ателье.

Как уже говорилось ранее, на обороте паспарту делались надписи,  дававшие много информации о возможностях и заслугах фотографа. «Снимки вечеромъ въ электрическомъ павилiоне», «Увеличенiе портретовъ до натуральной величины», «Придворный фотографъ», «Высочайшiя награды» — таковы некоторые из надписей на фотографиях того времени. Перед нами  — работа придворного фотографа Ивана Марковича Полити. На аверсе паспарту мы видим указания о том, что данный мастер имеет Высочайшие награды «Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича, Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Ольги Александровны», Ея Императорскаго Высочества Принцессы Евгении Максимилiановны, Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургскаго».

Интересен момент присвоения звания «Придворный» — будь то поставщик товаров или услуг. В списке  поставщиков Двора Его Императорского Величества за 1902 год значится Иван Маркович Полити, фотограф.

Звание «Придворного поставщика» было введено в начале царствования императора Александра II в 1856 году. С 1862 года фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в течение 8 — 10-ти лет, было разрешено использовать государственный герб на вывесках и изделиях. Звание «Поставщика Высочайшего Двора» давалось лицу, показавшему добросовестность, трудолюбие и особые способности.

С 1901 года у придворных поставщиков появился новый знак с указанием статуса поставщика и года присвоения звания. Выдавалось специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского Двора с цветным изображением знака.

Звание «Придворного поставщика» считалось самым почетным и уважаемым у деятелей промышленности и торговли. Присваивалось оно дважды в год, на Рождество и на Пасху, по прошению самих фирм.

В книге В. Скурлова и А.Иванова «Поставщики Высочайшего Двора» указано следующее:

«Для предоставления звания «Поставщика Высочайшего Двора» и сопряженного с этим званием особого знака по решению Канцелярии Министерства Императорского Двора требовалось соблюдение следующих условий:

  1. Испрошение на это Высочайшего разрешения.

  2. Исполнение поставок или работ для потребностей Высочайшего Двора.

  3. Непрерывность поставок или работ.

  4. Известная продолжительность поставок, работ или услуг, не менее 8-10 лет.

  5. Производство поставок или работ непосредственно лицом, ходатайствующим о получении упомянутого звания.

  6. Производство поставок по преимуществу из предметов собственного производства или изделий из собственных фабрик, мастерских, заводов.

  7. Успешность поставок или работ, то есть исправное, добросовестное, по сравнительно малым ценам исполнение заказов, засвидетельствованное начальством надлежащего установления.

  8. Звание Поставщика предоставляется лишь на то время, пока производятся работы или поставки к Высочайшему Двору». [1]

К сожалению, о самом «Придворном фотографе», Иване Полити нашлось совсем немного информации. Известно лишь, что он был достаточно известным фотографом в Новороссийске, наряду с Жоржем Леконте. Работы новороссийских мастеров неоднократно отмечались почетными дипломами на фотографических выставках. А затем, в начале XX века,  Иван Маркович Полити переехал в Ростов-на-Дону, организовав там и в Новочеркасске фотографические салоны, где и был сделан представленный снимок.

В соответствие с указанием на аверсе паспарту, фотомастерская Полити имела возможность производить съемку в вечернее время с искусственным освещением. С развитием фотографического дела в городах все чаще стали появляться съемочные павильоны. На заре фотографии, в середине XIX века, когда электрическое освещение было редкостью, фотографические павильоны строились со специальной стеклянной крышей. Наклон ее подбирался так, чтобы оптимально использовать свет северной части небосвода, избегая попадания прямых солнечных лучей.

Позже, в фотографических павильонах стали успешно применять электрическое освещение. Упоминаемый ранее Сергей Львович Левицкий одним из первых добился замечательных успехов в применении электрического света в фотографии. Портреты С.Л.Левицкого по эффекту и мягкости освещения не уступали лучшим снимкам, выполненным при дневном свете. Фотографы также совмещали естественное и электрическое освещения, добиваясь замечательного художественного сочетания света.

Один из наиболее интересных разделов коллекции фотографий в музее истории Изобильненского района — событийная фотография: империалистическая война и казачество, становление Советской власти и коллективизация, военная фотография, альбомы о строительстве Ставропольской ГРЭС и заводов в городе Изобильном, фотографии, запечатлевшие работу съездов, шествия и митинги, открытие памятников и новых школ.

Особое место в коллекции занимает подборка фотографий «Изобильный вчера и сегодня», которая помогает наглядно проследить, как менялся облик города от 50-х годов прошлого века до наших дней. Большой популярностью у посетителей пользуется одноименная фотовыставка, где представлены фотографии старого города и эти же места, снятые в наши дни.      Ежегодно в музее и вне музея экспонируются около одной тысячи  фотографий, десятая часть которых — в постоянных экспозициях.

Важность фотографии в историческом краеведении трудно переоценить. Ведь  ее образный и универсальный язык способен оказывать влияние на визуальный опыт человека и одновременно передавать память о событиях и людях  из поколения в поколение.

Использованная литература и источники

1. Скурлов В.В., Иванов А.Н. Поставщики Высочайшего Двора. СПб, 2002.

 с. 162-163

2. Пальчевский Б.В. Фотография. Минск, 1982.

3. Крауш Л.Я. Первые шаги в фотографии. М., 1973.

4. Иофис Е.А. Техника фотографии. М., 1973.

5. Б.Советская Энциклопедия, Т.27. М., 1977.

6. Митчел Э. Фотография. М.,1988.

7. История городов и сел Ставрополья. Краткие очерки. Ставрополь, 2008.

8. ГБУК СК «Музей истории Изобильненского района». Ф.1, ед.хр.1. Ф.11, ед.хр.19, 57.

 

Слайд4 Слайд7 Слайд9 Слайд10 Слайд14

 

Постоянная ссылка на это сообщение: http://izobmuseum.ru/o-chem-govoryat-fotografii/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


1 × = один

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

.